В апреле 2020 года для участников лаборатории был запланирован образовательный интенсив 5 дней работы с экспертами и консультантами проекта. В связи с пандемией теоретическая часть лаборатории пройдет в виде вебинаров. Все заинтересованные профессионалы в сфере музейного дела и представители других учреждений культуры смогут прослушать установочные лекции лаборатории онлайн.
О лаборатории в целом:
На данный момент социокультурная инклюзия – важный вектор развития для учреждений культуры. «Обеспечение инклюзивного социального развития, с учетом нужд людей с инвалидностью, является важнейшей задачей государства и общества. Социальная интеграция одна из наиболее трудных задач современных систем социальной поддержки», читаем мы на сайте «ИКОМ Россия».
Помимо доступности физической среды важна готовность сотрудников учреждений культуры к взаимодействию с новыми аудиториями, понимание базовых принципов коммуникации с разными группами посетителей, взаимодействие с профессионалами (психологами, дефектологами, социальными педагогами, тифлокомментаторами и т. д.) и представителями тех сообществ, с которыми мы планируем работать.
Юлия Поцелуева, куратор лаборатории: «Мы предлагаем участникам лаборатории познакомиться с опытом российских музеев и обсудить принципы взаимодействия с людьми с нарушениями слуха и зрения, услышать точку зрения тифлопсихолога, музейных специалистов, представителей сообщества и продумать, с чего можно начать подготовку к проведению инклюзивных программ. А затем при поддержке экспертов и заинтересованных представителей сообщества адаптировать существующую в организации программу для людей с нарушениями слуха и/или зрения или сделать ее инклюзивной».
Программа онлайн-курсов: (расписание указано по московскому времени)
* к вебинарам смогут присоединиться до 300 человек, если участников будет больше, остальным отправим ссылку на видеозапись вебинаров
* все вебинары пройдут с переводом на русский жестовый язык
*Вебинары пройдут на платформе зум, ссылка на вебинар будет выслана зарегистрировавшимся участникам и опубликована в группе за час до вебинара.
23 июня, 17.00 – 18.30 (по московскому времени)
На встрече с социальным психологом Анастасией Жуковой рассмотрим основные социально-психологические механизмы функционирования группы, обсудим методы управления групповыми процессами. Научные сведения и технологии, о которых пойдет речь на семинаре, пригодятся для ответа на следующие вопросы: как мотивировать участников? как повысить сплоченность? как управлять конфликтами в группе? Что происходит, когда все идет не по плану?
Анастасия Жукова – социальный психолог. С 2016 года учредитель и директор АНО “Одаренная молодежь”, цель организации создание психологически безопасной среды для подростков. Руководитель программы обучения волонтеров без психологического образования из НКО и ГБУ технологиям психологической помощи подросткам для неспециалистов. Проект осуществляется при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. С 2016 эксперт фестиваля «Детские дни в Петербурге», эксперт ЦСИ «Музейный опыт».
Олег Зинченко: «История общественного движения незрячих в лицах»
Олег о лекции: «Буду рассказывать о незрячих писателях, учёных, о людях, которые состоялись, несмотря на проблемы. Цель данной лекции – показать, что незрячие люди это не несчастные существа, постоянно нуждающиеся в опеке и благотворительности. Это люди, способные добиться многого и стать полноценными членами общества».
Олег Зинченко сотрудник Музея истории петербургского общества слепых. По образованию – историк, теолог, политолог.
Дарья Агапова: "Оlen suomalainen" ("Я — финн"). Об опыте инклюзии и работы с сообществами в финских музеях.
Почему так трудно перевести на русский язык термин diversity ("разнообразие" или "репрезентативность")? Чем "инклюзия" отличается от "интеграции" и почему про инклюзию и разнообразие часто говорят в одном контексте? Конкретные примеры из практики финских музеев помогут нам поговорить о вовлечении и участии, о том, на каких уровнях реализуется инклюзия, какую роль играет многоязычие, и что́ посетители с другим культурным бэкграудом могут дать музею и его сотрудникам.
Дарья Агапова – эксперт в сфере неформального образования и музейной коммуникации, diversity agent (AVAUS Diversity Agent Course, Хельсинки, 2019), член ICOM. 2018–2020 – куратор музейного проекта фонда Cultura, организатор образовательных программ «Школа музейного фрилансера» и «Школа арт медиации» для представителей русскоязычного сообщества Финляндии. 2019–2020 – со-куратор проекта сотрудничества фонда Cultura и Агентства по наследию Финляндии CultureLabs Pilot Projects. 2020 – куратор образовательной программы проекта Agents of Change: Mediating Minorities (при поддержке программы Creative Europe). Соорганизатор проекта русско-американского культурного обмена «Музей участия» (CEC ArtsLink и Центр развития музейного дела, 2015). Редактор-составитель сборника «Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества». Со-учредитель и куратор ежегодного фестиваля «Детские дни в Петербурге» (с 2005) и Всероссийского профессионального форума «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие». Эксперт Центра развития музейного дела и Центра социальных инноваций «Музейный опыт».
Видеозаписи и материалы первой части курса доступны на сайте ЦСИ "Музейный опыт": https://www.museumandfamilies.com/m...
15 апреля, 17.00 – 18.30
Юлия Поцелуева и Александр Савчук
На первом занятии лаборатории «Меняем культурную среду вместе» куратор Юлия Поцелуева расскажет о том, как возникла идея инклюзивной лаборатории, о программе и об организаторах лаборатории. Во второй части занятия речь пойдет о манифесте и основных принципах работы петербургской театральной школы «Инклюзион», режиссер школы Александр Савчук поделится опытом работы над инклюзивными спектаклями.
Юлия Поцелуева (Санкт-Петербург) – куратор петербургской театральной школы «Инклюзион», директор по развитию фестиваля «Детские дни в Петербурге», руководитель ЦСИ «Музейный опыт» (проект реализуется победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина), координатор проекта «Перемена» (организатор – Европейский университет в Санкт-Петербурге).
Александр Савчук (Санкт-Петербург) – режиссер, педагог петербургской театральной школы «Инклюзион», педагог в «Лаборатории нового театра» (Петербургская школа нового кино), основатель и художественный руководитель театра Lusores.
17 апреля, 17.00 – 18.30
Полина Зотова (Москва) - искусствовед, тифлокомментатор. 2012–2018 – Московский музей современного искусства, координатор волонтерской, инклюзивной и детской программы ММОМА, руководитель экскурсионного отдела. С 2018 куратор спецпроектов портала «Особый взгляд». Портал «Особый взгляд» – это интернет-площадка для незрячих и слабовидящих людей, их близких и экспертов. Портал был запущен в октябре 2018 года в рамках программы поддержки людей с нарушениями зрения «Особый взгляд» Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
Занятие по адаптации музейных программ для незрячих и слабовидящих посетителей. На примере опыта российских и зарубежных музеев мы рассмотрим разные варианты адаптации экспозиций для незрячих посетителей, поговорим о специфике тифлокомментирования в музеях, а также познакомимся с некоторыми способами создания тактильных копий.
20 апреля, 17.00 – 18.30
Ирина Донина (Санкт-Петербург) заведующий отделом образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии. Историк, кандидат культурологии. Тема диссертационного исследования: «Музей в социокультурной адаптации инвалидов». Руководитель Центра музейной инклюзии ГМИР. Эксперт ИКОМ России в проекте «Инклюзивный музей». Ведущий авторских семинаров и спикер программ по музейной педагогике и созданию доступной среды в Омске, Сыктывкаре, Екатеринбурге, Санкт – Петербурге, Севастополе, Москве, Перми, Шлиссельбурге. Эксперт Фестиваля «Детские дни в Петербурге». Автор более 40 публикаций по истории России, музейной педагогике, созданию инклюзивной среды в музее. Автор учебного пособия «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь. 4 класс» (М.: Просвещение, 2015).
Ирина расскажет о создании Центра музейной инклюзии в Отделе музейной педагогики Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург). Также поговорим о принципах инклюзии применительно к музейной практике, об опыте взаимодействия с людьми с нарушениями слуха и зрения в Досуговом Центре «Прямой контакт» Государственного музея истории религии.
23 апреля, 17.00 – 18.30
Александра Исаева (Санкт-Петербург) – сотрудничает с Русским музеем и Эрмитажем, ЦВЗ «Манеж» и Музеем стрит-арта, проводит и организовывает экскурсии на русском жестовом языке (РЖЯ) или с переводом на РЖЯ, координирует работу глухих экскурсоводов, участвовала в создании видеогидов на жестовом языке по постоянным экспозициям Русского музея. С 2018 г входит в экспертную группу проекта ИКОМ России «Инклюзивный музей» по направлению создания доступной среды для глухих и слабослышащих посетителей. Также выступала спикером/приглашенным экспертом на различных семинарах/конференциях с основной темой «Особенности организации экскурсий для глухих и слабослышащих посетителей».
Александра расскажет про свой опыт сотрудничества с Русским музеем и Эрмитажем, ЦВЗ «Манеж» и Музеем стрит-арта – что удалось, а с чем возникли сложности и почему. Речь пойдет как об экскурсиях, так и о видеогиде. Александра о вебинаре: «Рассмотрим на моих примерах, как строить работу с переводчиками и глухими специалистами, как можно избежать основных ошибок и каким критериям они должны соответствовать. Рассмотрим также важный аспект распространение информации о доступности музея среди целевой аудитории».
27 апреля, 17.00 – 18.30
Татьяна Медюх (Москва) директор по развитию АНО «Центр реализации творческих проектов «Инклюзион». Более 15 лет работала в сфере медиа и коммуникаций («Московский комсомолец», «РИА Новости»). Затем перешла в благотворительный сектор, была членом правления, руководителем службы коммуникации и фандрайзинга Благотворительного детского фонда «Виктория» (ФК «Уралсиб»). С октября 2017 года – руководитель Центра творческих проектов «Инклюзион»».
Татьяна предлагает поговорить про то, как рассказывать про инклюзивные проекты широкой аудитории, как привлекать целевую аудиторию и искать партнеров. Зададимся вопросами об этике в пиаре инклюзивных проектов.
30 апреля, 17.00 – 18.30
Лариса Никитина (Москва) – хореограф и режиссер, с 2017 года - куратор московской школы «Инклюзион», преподаватель по пластике, ассистент режиссера в Центре творческих проектов «Инклюзион» (при поддержке фонда Со-единение, г. Москва). Ассистент режиссера и хореографа в лаборатории по созданию спектакля «Живые картины» проекта Anima Chroma. С 1989 г по 2015 года работала в театрах Волгограда, Перми, Астрахани, Магадана, Магнитогорска (актриса, хореограф, педагог по пластике). Ассистент режиссера проекта международной версии спектакля «Прикасаемые» – In-touch.
Лариса расскажет о моделях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья, об опыте британских коллег и собственных наработках в Центре творческих проектов «Инклюзион» и московской школе.
7 мая, 17.00 – 18.30
Вера Шенгелия (Москва) заместитель генерального директора по работе с посетителями Политехнического музея, руководит инклюзивными программами музея, разрабатывает сервисную систему обслуживания посетителей. Автор методички Политеха и Благотворительного фонда Владимира Потанина по инклюзии в музеях «7 историй: интервью о музейной доступности». Создатель «Гайдлайнов по организации доступной среды в музеях». Куратор открытого инклюзивного конкурса «Время роста» совместно с фондом «Абсолют» для подростков с инвалидностью и опытом сиротства. Соавтор программы «Разные люди — новый музей». Попечитель благотворительного фонда «Жизненный путь», помогающего взрослым людям с ментальными нарушениями. Один из сооснователей Свято-Софийского социального дома для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Создатель волонтерского отряда «Луковица и эскалатор» — цель которого нормализация жизни людей с ментальной инвалидностью, проживающих в психоневрологических интернатах. Организатор и волонтер летних интеграционных лагерей для взрослых с инвалидностью в Нижегородской области. Автор блога VivaDiversity об инклюзии в музеях. Автор регулярной колонки «Доступная среда» на сайте Российского фонда помощи. Модератор и спикер на конференции «Права и благополучие людей с инвалидностью в ЕС и России».
Вера расскажет про путь, который проделал Политехнический музей, чтобы быть более открытым разным посетителям, с чего лучше начинать, как выстраивать стратегию инклюзивного музея, с какими трудностями можно столкнуться и как их преодолеть. На примере Политехнического музея поговорим о том, как сделать музей инклюзивным, узнаем, как работает «Репрезентативный совет по доступности» и как развивается проект «Разные люди — новый музей», обсудим базовый принцип партиципаторных проектов «Ничего для нас без нас».
Организаторы: петербургская театральная школа «Инклюзион» (АНО «КонтАрт» совместно с АНО «Центр творческих проектов «Инклюзион»)
В партнерстве с Центром социальных инноваций «Музейный опыт» (ЦСИ создан при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина) и межмузейным фестивалем «Детские дни в Петербурге».
При поддержке: проект «Право на культуру» реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Событие пройдет онлайн
Уже есть билет
Получить ссылку
Если вы зарегистрировались на событие, организатор должен был прислать вам ссылку. Если этого не произошло, обязательно свяжитесь с ним.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.